СПОРТИВНЫЕ ИСТОРИИ С ИГОРЕМ КОЗЛОВЫМ

ЛЕВ ЯШИН

Он был признан лучшим вратарем ХХ века по версии ФИФА, становился олимпийским чемпионом и первым чемпионом Европы по футболу. На его счету три сотни «сухих» матчей, полторы сотни отраженных пенальти. Это  тот  случай, когда  на вопрос спортивной викторины – «Кто это?» — ответит практически любой. Имя этого человека Лев Яшин.

А  лично для меня имя Льва Яшина прочно ассоциируется с тем, что именно с его именем связано признание в СССР спортивной профессии. Спортсменов в стране Советов любили, почитали и уважали. Но это по  факту признания их значимости в обществе. А по факту официального признания властями все было далеко не так. На самом высшем политическом уровне руководства страны занятия спортом считались любительским увлечением. Почему я так считаю? Все очень просто. Единственным человеком, ставшим в годы СССР Героем Социалистического труда за спортивные свершения стал Лев Иванович Яшин. Любитель спорта со стажем говорят, что выдающийся спортивный тренер Анатолий Тарасов очень хотел подобного признания, но так его и не дождался. В СССР спорт не был профессией.  Увы,  новость о своем официальном признании он получил за три дня до смерти в 1990 году.

30-е годы прошлого века прошли под знаком летчиков и футболистов. В 1936 году на экраны советских кинотеатров вышел фильм «Вратарь». Для миллионов советских мальчишек  главный герой этого фильма Антон Кандидов стал кумиром. В том числе и для семилетнего паренька из московской рабочей окраины в Сокольниках Льва Яшина.  Футбол в то время был не просто игрой. Футбол был романтикой и мечтой.  Дермантиновый футбольный мяч покупался вскладчину всем двором. Футбольные форварды приравнивались к летчикам-бомбардирам, а вратари в защитникам Отечества.

Наиболее осязаемо это стало сразу после войны, когда московское «Динамо» осенью 1945 года впервые выехало за границу в Англию  и фактически разгромило родоначальников футбола. В московское «Динамо» Лев Яшин попал совершенно случайно. В восемнадцать лет у него случился единственный нервный срыв. Безо всяких причин и оснований он бросил работу на московском оборонном заводе и жил у приятеля. В то время подобный образ жизни считался тунеядством и  был уголовно наказуем. Вместе с друзьями он принял единственное на тот момент верное решение – пошел служить в армию. В армии Лев Иванович не прекращал занятия любимым футболом. Но самым парадоксальным моментом в его жизни в то время выглядит то, что его приметил динамовский тренер по хоккею Аркадий Чернышев. Успехи на хоккейном поприще были весьма заметными, в 1954 году его пригласили выступать в сборной СССР.

Но  наверное это все же судьба – Лев Яшин остался футболистом. Его спортивной мечтой было желание стать форвардом и забивать. Но высокорослого спортсмена под метр девяносто ростом  сразу  поставили на ворота.   Вратарский дебют за московское «Динамо» для Яшина завершился сокрушительным конфузом. В игре против команды «Трактор» он пропустил гол от  вратаря соперников, который ударил от своих ворот. Как он это пережил, сегодня не знает никто. Все нужно было начинать с самого начала, с динамовского дубля, с неочищенных от снега полей, со спортивных раздевалок без душа и отопления и так далее.

Абсолютной величиной в начале 50-х годов прошлого века в советском футболе считался  легендарный Алексей Хомич.  В народе его прозвали Тигром. Никто и подумать не мог, что на смену Тигру придет Лев. И  не просто придет, а станет мировой легендой. Яшин во всем оставался самим собой. Он  стал первым в мире играющим вратарем, первым начал выходить из штрафной площадки  и помогать  полевым игрокам своей команды в розыгрыше комбинаций.  К футбольным новшествам того времени он относился по своему.  Он отказался от новых мягких перчаток, потому что не чувствовал мяч. Яшин продолжал играть в тонких перчатках, серьезно травмируя пальцы. О кепках Льва Яшина ходят легенды. Свою первую кепку на каждый матч он носил в качестве талисмана и клал ее в ворота – она приносила ему удачу.

Для нас нынешних триумф советских спортсменов в Мельбурне  на Олимпиаде  1956 года выглядит вполне естественным. Мы нередко забываем тот факт, что с момента окончания войны прошло всего десять лет. После неудачи советской футбольной сборной в 1952 году в Хельсинки, когда после проигрыша сборной Югославии она была фактически расформирована, Мельбурн был особым испытанием.  Первое лицо  СССР того времени личными карами футболистам не угрожал, но обещал в случае плохого выступления, под которым подразумевались все места в турнирной таблице кроме первого, перепахать все футбольные поля и засеять из зерном. Из 37 золотых медалей той  Олимпиады, победа футбольной сборной была на особом счету.

На чемпионат мира по футболу 1962 года, проходившего в Чили, команды СССР ехала в качестве основного фаворита. Безусловно, это было большой натяжкой, но таково было настроение советских болельщиков после победы сборной СССР на первом    Кубке Европы. Четвертьфинал с хозяевами турнира сборной или  оказался для советских футболистов очень неудачным. По мнению советских журналистов виноват был во всем  был Лев Яшин, который пропустил два простых  гола.  Все это было далеко от истины, но кто хотел и мог во всем разобраться в пылу эмоций и разочарований. Ночной авиарейс из Чили в Москве встречала разъяренная толпа болельщиков. Кое кто пытался затеять с ним драку, из здания аэровокзала Яшину пришлось  выйти в сопровождении милиции. Практически год он получал издевательские письма,  ему били стекла в квартире, прокалывали шины в автомобиле. Весь этот кошмар длился почти год.

Признание вернулось к нему  из-за границы. В 1963 году Яшин играл за сборную  мира против сборной Англии в честь столетия английского футбола. Его игра была великолепной. В тот год по решению  французского издания «Франс футбол» Льву Яшину был вручен «золотой мяч», как лучшему футболисту Европы. Ни до Яшина, ни после него, подобной награды не удостаивался ни один вратарь сборных команд или клубов.

Сегодня многими подзабыт тот факт, что Лев Яшин стоял у истоков детского юношеского турнира по футболу «Кожаный мяч», первый финал которого состоялся в августе 1965 года. В финальном поединке встретились команды «Чайка» из Минска и «Волна» из Луганска. Исход поединка был решен в после матчевых пенальти, где решающий гол для минских ребят забил их вратарь Виктор Барковский. К этой теме на страницах нашей газеты мы еще вернемся, постараемся разыскать и поговорить с футболистами, которые в то время играли за минскую «Чайку».

27 мая 1971 года на  московском стадионе в Лужниках не было ни одного свободного места. Это был прощальный матч Льва Яшина за московское «Динамо», 813 по счету. После матча весь стадион встал с мест, приветствуя легендарного вратаря, совершавшего круг почета на автомобиле по стадиону.  Практически для всех это было прощание с эпохой и легендой, о которой никто не забыл и сегодня.