ИГОРЬ БОКИЙ ЗАВОЕВАЛ ПЯТОЕ «ЗОЛОТО», А ЕГОР ЩЕЛКАНОВ — «СЕРЕБРО»

На Паралимпийских играх в Токио белорусы завоевали уже семь медалей. Пятым «золотом» копилку сборной пополнил Игорь Бокий, а ещё один пловец Егор Щелканов добыл «серебро».

Выиграв финал на 200 м комплексным плаванием, Игорь БОКИЙ выполнил задачу-максимум по «золоту». На этих Паралимпийских играх оно стало для белорусской «торпеды» пятым, а за всю его карьеру – 16-м (!). Попутно талантливый ученик Геннадия Вишнякова обновил в «Токийском акватик центре» уже второй мировой рекорд. При этом ближайшему конкуренту – французу Алексу Порталю «привёз» больше семи (!) секунд. Как признался потом, за данный финал он меньше всего волновался:
— Не скрою, действительно был уверен, что выиграю эту дистанцию, ведь пока никто из соперников так ровно всеми стилями не плывёт. Но таковые в любой момент могут появиться.
— Нацеливались в «комплексе» непременно на мировой рекорд?
— Я плыл на максимум. И рад, что показал такое отличное для себя время. Спустя 8 лет, наконец, побил своё прежнее высшее достижение. Это очень порадовало.
— Вы существенно приблизились и к национальному рекорду среди здоровых…
— Да, где-то секунда до него осталась. Будем работать. Может, получится, когда-нибудь и его побить.
— Как дался этот финал?
— После заплыва было, как никогда, тяжело. Подрубило меня немного.  Выйдя их бассейна, чуть шёл, мышцы закислились после такой работы – забиты были, зажаты. Выложился я действительно на все сто.
20-летний дебютант Паралимпиады Егор Щелканов, выступающий в классе S9 (среди ампутантов) во время очередной церемонии награждения Игоря Бокого пообещал главному тренеру сборной Оксане Чернышёвой, что завтра и он там будет стоять. И ведь слово сдержал! Утром выиграл свой квалификационный заплыв на 100 м на спине. И, как обладатель лучшего времени среди всех участников, вечером стартовал в финале по самой престижной четвёртой воде. На стартовом «полтиннике» вперёд вырвался итальянец Симоне Барлаам. Егор же преодолел его с третьим временем, уступив также австралийцу Тимоти Ходже. Вторую же половину мощнее всех проплыл россиянин Богдан Мозговой, с пятого места перебравшийся на первое. А следом за ним бортика коснулся Щелканов, ставший серебряным призёром. Делясь потом с журналистом «СП» впечатлениями, спортсмен признался, что отнюдь не был уверен в своём успехе на 100 м на спине:

— Скорее это была мотивация для себя самого. Пообещав пробиться на пьедестал, я поставил себе задачу, которую должен был выполнить.
— Вам пришлось довольно долго ждать своих дистанций. Каково это?
— Вы знаете, что три человека из команды у нас были госпитализированы с положительными тестами на Covid-19. Естественно, и все остальные будто на пороховой бочке сидели, не зная, какими у кого окажутся следующие результаты анализов. А я ещё с Гришей Зудиловым, который попал в больницу, жил в одной комнате. Поэтому, естественно, переживал. Это было самое сложное. Когда несколько дней подряд ни у кого больше инфекции не выявили, стало немного полегче.
— Уже в первом виде — на 50 м вольным стилем вы приятно удивили…
— Да, в финале смог обновить собственный «личник». Перед стартом я поставил цель выйти из 26 секунд. И сделал это, показав 25,96. А на 100 м на спине нацелился «разменять» 1.02, что также удалось – 1.01,96.
— Неужели совсем не волновались?
— Если только перед «полтинником» чуть-чуть. На нём не рассчитывал попасть в финал, но зацепился восьмым. И вечером о месте не думал, просто старался показать максимальный для себя результат.
— Одно дело — собраться на неосновной вид и совсем другое – на коронные 100 м на спине…
— А они не являются для меня таковыми. На международных стартах я только второй раз эту дистанцию плыл. В день старта, кстати, появились сомнения, что завоюю медаль, волнение заметно усилилось.
— Но вы же с лучшим временем попали в финал…
— А это ещё ничего не гарантирует. В решающем заплыве всякое может случиться.
— В любом финале главное внимание приковано к 4-й дорожке. Почувствовали это?
— Немного – да. На самом деле не люблю её. Потому что последним выходишь, не успеваешь раздеться, и уже свистят на старт. Это – серьёзный минус. А телевизионные камеры я не замечаю, не до них, уже полностью сосредоточен на предстоящем старте.
— Как далось «серебро»?
— Тяжело. «Прибило» в конце сильно, но дотерпел. И лучше, чем утром проплыл. Проанализировал допущенные в квалификации ошибки и вечером постарался их исправить. После поворота, признаюсь, позволил себе посмотреть на табло, за сколько проплыл первую половину. А уже в финале этого не делал. И финишировать по совету одного из наших тренеров начал позже, потому что утром меня не хватило.
— Кого больше всех опасались в финале?
— Француза Уго Дидьера, который в итоге четвёртым оказался. Учитывая его прогресс на 400 м по сравнению с чемпионатом Европы, думал, что он быстрее и «сотню» проплывёт. А за Богдана Мозгового рад. У нас с ним дружеские отношения.
— Когда и как вы попали в плавание?
— В 2012 году с папой и дедом как-то пришли в Бресте в бассейн с аквалангом понырять. И к нам подошёл Владимир Григорьевич Маслий, предложивший заниматься плаванием. Мне только 7-8 лет было. Я и на бокс пытался ходить. Был период, когда и в прыжках в воду себя пробовал. Познакомившись с тренером по этому виду, после плавательной тренировки шёл на вышку прыгать. В детстве ведь всё интересно. Но плавание больше всего зацепило.
— А когда в нём стало что-то получаться?
— Наверное, только в этом году появились неплохие результаты и медали. А вообще заметный прогресс начался после перехода в Минск. Поэтому и в Токио ехал с надеждой навязать соперникам конкуренцию и сразиться за подиум. Когда Игорь Бокий завоевал первое «золото», подержал его в руках, посмотрел, как оно выглядит. Нет, не на собственную удачу, просто из интереса.

СПОРТИВНАЯ ПАНОРАМА
Елена ДАНИЛЬЧЕНКО